ПН-ПТ: 9:00-18:00
СБ-ВС: 10:00-17:00

В корзине пусто!

Счастье на вырост

Счастье на вырост

2018-11-29 23:10:42   0   8

Дети учатся через подражание и игру, поэтому если родители сами научатся быть счастливыми, то они смогут передать это своим детям. В чем кроется секрет счастливого развития ребенка, поделилась с нами детский психолог и счастливая бабушка - Елена Науменко.


Как передать ребенку блеск в глазах и страсть к жизни?

Существуют три действующие силы, формирующие нашу личность: наследственность, воспитание и среда. Первое – наследственность – просто есть. Мы – дети своих родителей, в наших генах впаяна память о нашем роде. Вторая сила, формирующая личность, – воспитание. Воспитание начинается еще до зачатия ребенка, когда будущие родители только мечтают о том, какой малыш придет в их семью, на эту Землю. Мечты и чаяния родителей – это величайшая энергия, которая потом реализуется в воспитании и отображается в характере, может быть, даже в судьбе человека, который рождается. Третья сила – среда внутри материнского лона и среда, в которой находится ребенок в первый год жизни – может быть, самый важный год для человеческого детеныша. От ощущения женщины во время беременности, от прохождения родов зависит то, с каким чувством о принятии себя миром родится ребенок. Будет ли это ощущение «мир меня принимает, мир меня любит» или это будет «не очень-то меня ждали, и вообще я не понимаю, зачем я сюда пришел». В первый год жизни формируется базисное доверие либо недоверие к миру, и если между мамой и ребенком сформируется «правильная» привязанность, это даст возможность малышу почувствовать себя любимым, принятым и, соответственно, принять и полюбить окружающий мир. Если этого не происходит, то о какой передаче блеска в глазах и любви к жизни может идти речь?! До семи лет ребенок учится единственным способом – подражанием. И рядом с ним должен быть хотя бы один взрослый, который живет с удовольствием, с блеском в глазах. Тогда и малыш сможет «считать» это поведение, «зеркалить» его, формируя подобное отношение к жизни.

Если родители не испытывают удовольствия от жизни, как ребенок может «считывать» счастье?

Для начала определим, что такое счастье. Быть счастливым – это ощущать себя живым в данном моменте, присутствовать, чувствовать заземление и понимать, что самое важное происходит именно сейчас. Ребенок до определенного момента не отделяет себя от природы так таковой, и пребывание на природе дает детям естественное состояние счастья. Еще Жан-Жак Руссо предлагал воспитывать детей на природе, чтобы они соединялись с ней, развивая необходимую основу – сенсорномоторный интеллект, органы чувств: ушки, Дети учатся через подражание и игру, поэтому если родители сами научатся быть счастливыми, то они смогут передать это своим детям. В чем кроется секрет счастливого развития ребенка, поделилась с «КЖ» детский психолог и счастливая бабушка. 89 глазки, носик… От общения с природой можно получить такой заряд энергии и удовольствие, которого не могут дать даже близкие взрослые! Так ребенок сможет компенсировать в какой-то степени общение со зрелым, взрослым человеком. Но человека воспитывает человек. Очень многие взрослые рассказывают мне о чувстве невыразимого одиночества, которое испытывали, будучи маленькими детьми.

Как помочь ребенку найти дело, от которого у него появится блеск в глазах?

До шести лет ребенок учится двумя способами. Первый – подражание, о котором я уже сказала, второй – игра. Чем больше разных вариантов дел видит малыш, тем больше у него возникает импульсов к деятельности и тем шире его репертуар действий.

Когда ребенок становится взрослым, куда уходит увлеченность?

К сожалению, иногда школа отбивает желание учиться. Но именно во время школы – с 7 до 14 лет – проходит второй этап развития ребенка. Игра прекращается – начинается учебная деятельность. И очень важно, чтобы в это время у ребенка был пример зрелого, спокойного, доброго и любящего свою работу учителя. Первый учитель – это второй по важности человек в жизни ребенка, который формирует его судьбу. Муштра и жесткость никогда не смогут заложить в ребенке доброту и любовь к жизни, увлеченность и радость. Это можно сделать только самостоятельно, обладая такими качествами.

Как сохранить баланс между воспитанием внутренней ответственности и сохранением страсти к жизни у ребенка?

Начиная примерно с трехлетнего возраста малыша, в лексиконе родителей должно появиться слово «правила». Не дисциплина – «равняйсь, смирно», а именно правила. В игре ведь тоже всегда есть правила, и, играя, ребенок учится быть дисциплинированным, при этом продолжая получать удовольствие от игры. Слово «нельзя» не должно вызывать в ребенке ужас, оно должно восприниматься как обоснованное требование. Важный момент – если родители вводят правило, то они сами должны его придерживаться неукоснительно. Недопустимо сегодня разрешить ребенку не убирать игрушки в комнате, а завтра наказывать его по такому же поводу. Если правила меняются в семье – важно объяснять, почему это происходит.

Родители вводят правила, а дети все время пытаются их нарушить. Как быть в этой ситуации?

Задача детей, особенно в подростковом возрасте, – противостоять правилам. Если их не нарушать, то и не поймешь, зачем они нужны. Ребенок нарушил правило раз, второй, третий – «пострадал», покаялся, а потом нарушил еще раз и, наконец, принял его. Дальше ребенок будет следовать этому правилу. В зависимости от возраста ребенка (вредный трехлетка или не менее вредный подросток) разными будут и последствия, и наказания. Последствия нарушений правил могут быть не безобидны.

Как проверить правило экологичным путем?

Правил должно быть мало, и все они должны быть разумными. Хорошо, если родители показывают ребенку, что последует за нарушением. Сейчас мы говорим о тех правилах, которые важны для сохранения здоровья и жизни. Как себя вести на улицах, почему не надо уходить с площадки с незнакомым человеком и т.п. Все остальные правила дети будут нарушать. Более того, если ребенок не пытается нарушить какие-то правила, это должно насторожить – значит, его слишком «перевоспитали». Есть и другая сторона, которая сегодня стала очень распространенной, – вседозволенность. Это две крайние позиции, ни одна из которых не может считаться полезной для растущего человека. Полные запреты, как и абсолютное отсутствие ограничений, не позволят ребенку гармонично развиваться и адаптироваться в социуме, а главное – быть счастливым.


Автор статьи - Елена Науменко (психолог-консультант, психотерапевт, детский психолог, арт-терапевт, ведущая групп и тренингов. Более 20 лет стажа в области психологии).

Статья взята с журнала "Колесо Жизни"

Комментарии:
Внимание: HTML символы запрещены!